Уровни сформированности знаний в процессе обучения

(в зависимости от конкретного целевого назначения):

1 уровень - общее представление (в любой дисциплине содержится такой материал: исторические данные о развитии той или иной науки, сведения о работах, факты и т.п.). Этот материал нужен для расширения кругозора студента, его эрудиции;

2 уровень - запоминание (в любой дисциплине есть подобные сведения: формулы, постоянные величины, соотношения между размерностями, условные графические обозначения объектов, наиболее употребительные расчетные формулы и т.п.);

3 уровень - понимание (занимает наиболее важное место в системе учебной дисциплины). Материал, сформированный на уровне понимания, требует при проверке эффективности его усвоения не простого (текстуального) воспроизведения полученной информации, достаточного для контроля качества знаний на уровне запоминания, а так называемого "рассуждающего" воспроизведения, т.е. смысловой передачи соответствующих законов, теорий, фактов и т.д. Переход на ступень понимания предопределяется освобождением от словесной скованности, возможностью отступить от подлинника, изменить последовательность изложения, обобщить материал, изложить его в более сжатой или в более развернутой. форме Эти показатели и могут служить основой для оценки эффективности усвоения знаний на уровне понимания.

Высшим уровнем усвоения знаний является возможность их использования для продуктивной деятельности творческого характера.